«Медик без довольного познания
химии совершенен быть не может»
М.В. Ломоносов
Кафедра общей и биоорганической химии образована 1 декабря 1990 года и начала свою работу с занятий на подготовительном отделении. А с 1 сентября 1991 года на кафедре организован учебный процесс для студентов 1 курса лечебного факультета по курсам общей и биоорганической химии. Возглавила кафедру кандидат химических наук, доцент Антонина Владимировна Лысенкова.
Лысенкова А.В. окончила химический факультет Белорусского государственного университета, аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского витаминного института в Москве. Проходила повышение квалификации в медицинских вузах Санкт-Петербурга, Москвы, Минска и Гродно.
Автор более 120 печатных работ, в том числе 7 изобретений.
Первыми штатными сотрудниками кафедры были:
Кандидат химических наук, доцент Валентина Анатольевна Филиппова.
Окончила химический факультет Ленинградского педагогического института имени Герцена, аспирантуру ВНИИ Нефтехимических процессов в Ленинграде. Проходила повышение квалификации в медицинских вузах Санкт-Петербурга, Москвы и Минска. Работала с 1990 по 2017 годы.
Автор более 80 печатных работ. Читала лекции на русском и английском языках, проводила практические занятия у студентов 1 курса лечебного и медико-диагностического факультетов.
Старший преподаватель Клавдия Ивановна Короткова
Окончила химико-биологический факультет Красноярского государственного педагогического института в 1960 году. Работала старшим преподавателем в Кемеровском медицинском институте (ныне Кузбасская медицинская академия); старшим лаборантом в Азербайджанском государственном медицинском институте; ассистентом кафедры химии в Гомельском государственном университете им. Ф. Скорины. В УО «Гомельский государственный медицинский университет» работала старшим преподавателем с 1990 по 2012 год.
Старший преподаватель Людмила Васильевна Прищепова.
Окончила химический факультет Белорусского государственного университета в 1983 году. В УО «Гомельский государственный медицинский университет» работала ассистентом кафедры с 1991 по 2000гг., старшим преподавателем с 2000 по 2015гг.
В 1992 году на кафедре общей и биоорганической химии был организован курс биологической химии под руководством кандидата медицинских наук, доцента Грицука Александра Ивановича. В таком составе кафедра общей и биоорганической химии с курсом биологической химии работала по 1996 год.
В 1998-1999 гг. кафедра включала в свой состав курс фармакологии и называлась кафедрой общей и биоорганической химии с курсом фармакологии.
Постепенно штат расширялся. В разные годы на кафедре работали: ассистенты Соколовская Людмила Григорьевна, Воробей Надежна Тимофеевна, Козлова Софья Григорьевна, Прищепова Ирина Валерьевна (годы работы 2012-2020); старшие преподаватели Прищепова Людмила Васильевна (годы работы 1991-2015), Чернышева Людмила Викторовна (годы работы 2001-2021); доценты: к.х.н. Кривелевич Ольга Петровна (годы работы 2003-2006), к.т.н. Валенков Андрей Михайлович (годы работы 2017-2018).
С 1997 года на кафедре начинают изучать аналитическую химию студенты 2 курса лечебно-диагностического факультета.
В 2001 году на кафедре организовано обучение студентов лечебно-профилактического факультета.
С 2002 года проводятся занятия для слушателей подготовительного отделения факультета подготовки специалистов для зарубежных стран (в настоящее время - факультет иностранных студентов (ФИС)).
А с 2003 года на кафедре проводятся занятия по общей и биоорганической химии на английском языке для иностранных студентов. Большой вклад в создание учебно-теоретической базы для обучения студентов ФИС внесли доцент Филиппова Валентина Анатольевна и старший преподаватель Чернышева Людмила Викторовна.
Сотрудниками кафедры для проведения лабораторных занятий по курсам общей, биоорганической и аналитической химии разработаны учебные пособия для студентов 1 курса лечебного и медико-диагностического факультетов по всем разделам преподаваемых дисциплин на русском и английском языках и для студентов 2 курса МДФ; постоянно обновляются методические разработки, создаются вспомогательные учебно-методические материалы и наглядные пособия.
В 2017 году, после объединения, кафедра стала называться кафедра общей, биоорганической и биологической химии.
Кафедру возглавил доктор медицинских наук, профессор Александр Иванович Грицук.
Окончил педиатрический факультет Свердловского государственного медицинского института в 1974 году. В 1974-1992гг. работал на кафедре биологической и биоорганической химии родного института ассистентом, а затем доцентом. В ГомГМУ работал с 1996 по 2019 гг.
Автор более 220 научных работ и 2 патентов. Область научных интересов – радиационная и клиническая биохимия, биохимия экстремальных состояний.
В 2019 году кафедру возглавила кандидат биологических наук Ирина Александровна Никитина.
С 1 марта 2021 года, в результате реорганизации, образована кафедра общей и биоорганической химии. Заведующим кафедрой назначена кандидат биологических наук, доцент Елена Григорьевна Тюлькова.
Учебно-методическая работа кафедры общей и биоорганической химии включает чтение лекций, проведение лабораторных занятий и экзаменов.
Осуществляется преподавание курсов медицинской, биоорганической и аналитической химии. Занятия проводятся со студентами 1 курса лечебного, медико-диагностического, медико-профилактического факультетов и факультета иностранных студентов, со студентами 2 курса медико-диагностического факультета, а также со слушателями подготовительного отделения.
Для студентов 1 курса ФИС, обучающихся на русском языке, преподается компонент УВО «Химия биогенных элементов».
Сотрудники кафедры проводят большую учебно-методическую работу, направленную на совершенствование учебного процесса.
Лекционные занятия обеспечены мультимедийными презентациями по всем преподаваемым на кафедре дисциплинам, наглядными пособиями, необходимыми учебно-методическими и справочными материалами для проведения лабораторных занятий, а так же для подготовки к занятиям и экзамену.
В 2021 году с грифом УМО издано учебно-методическое пособие «Аналитическая химия» для студентов учреждений высшего медицинского образования, обучающихся по специальности 1-79 01 04 «Медико-диагностическое дело», которое принято к использованию так же в образовательном процессе Гродненского медицинского университета.
Высокий педагогический потенциал кафедры создает предпосылки для творческого подхода в организации учебного процесса по курсам общей, биоорганической и аналитической химии на современном научно-методологическом уровне.
Таблица «Учебно-методическая работа»
Научная работа на кафедре общей и биоорганической химии проводится в нескольких направлениях.
Тюлькова Е.Г. осуществляет экспериментальные исследования по изучению влияния летучих органических соединений (пентана, гексана, бензола, ксилола, бутилацетата) и бенз(а)пирена на отдельные параметры жизнедеятельности травянистых и древесных растений (содержание фитольных и бесфитольных форм хлорофиллов а и b, малонового диальдегида, показатели фотосинтетической активности). Также планируется эксперимент по оценке интенсивности накопления активных форм кислорода в клетках растений в неблагоприятных условиях.
Макаренко А.И. осуществляет обработку посадочного материала растений химическими мутагенами (нитрозоэтилмочевина, диэтилсульфат, колхицин и др.) с получением новых видов декоративных культур, используемых для озеленения территорий и ландшафтного дизайна. Использованием химического мутагенеза резко снижает количество хромосомных аббераций и увеличивает долю доминантных мутаций, чего нельзя получить при использовании физических мутагенов (высокие и низкие температуры, рентгеновское излучение, ультрафиолетовое излучение).
Бичева Е.С. под руководством д.х.н., доц. Иванца А.И. выполняет диссертационную тематику «Селективные свойства сорбентов на основе Li-Ti шпинелей». В рамках выполняемых исследований осуществляется разработка физико-химических основ синтеза новых пористых материалов с заданной структурно-фазовой организацией, регулирование их пористой структуры и химической природы поверхности.
Попичева Е.А. под руководством к.б.н., доц. Макаренко Т.В. проводит мониторинговые исследования динамики содержания и накопления тяжелых металлов в биотических (мягкие ткани моллюсков, ткани макрофитов) и абиотических компонентах водных экосистем г. Гомеля и прилегающих территорий. Биоиндикационная оценка состояния водоемов с помощью водных растений и моллюсков представляет собой фиксацию их ответной реакции на воздействие комплекса факторов.
Шихалова А.А. под руководством к.х.н., доц. Дроздовой Н.И. выполняет магистерскую диссертацию по теме «Анализ биологической активности почвы территорий, граничащих с санитарно-защитными зонами полигонов твердых коммунальных отходов». Данная работа является частью выполнения проекта государственной программы «Изучить состояние компонентов биогеоценозов, граничащих с санитарно-защитными зонами полигонов твердых коммунальных отходов для выявления и анализа возможных неблагоприятных экологических последствий», научным руководителем которого является к.х.н., доцент Дроздова Н. И.
Преподаватели кафедры принимают активное участие в работе международных научно-практических конференций.
Целью воспитательной и идеологической работы на кафедре является формирование у студентов социально-активной гражданской позиции, ответственного отношения к учебе, развитию общей культуры и нравственных ценностей.
Задачи:
- воспитание потребности к обучению, труду;
- ориентация студентов на гуманистические мировоззренческие установки и жизненные ценности;
- формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей личности;
- формирование гражданственности, национального самосознания, патриотизма, любви к Родине, уважение к законности и правопорядку, потребности в благотворительной деятельности и милосердии;
- приобщение к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям;
- воспитание потребности студентов в саморазвитии, формировании чувства вкуса, стиля, самореализации, позволяющего творчески участвовать в культурной жизни белорусского общества;
- воспитание в потребности в здоровом образе жизни, укреплении душевного и физического здоровья.
Гражданско-патриотическое воспитание.
Цель патриотического воспитания: прививать студентам любовь к своей малой и большой Родине, развивать интерес к изучению культуры, сохранению истории и языка своего родного народа, наряду с уважительным отношением к другим культурам.
Чтить память защитников и сохранять славные традиции своего народа.
Формировать чувство гордости за достижения своей страны, своего региона, города, вуза.
Формирование основ ЗОЖ.
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье – это природное состояние человека в целом: его мыслей, чувств, слов, поступков. Здоровый человек живет по Законам Природы и он знает эти Законы.
Досуговая и творческая деятельность. Социальная работа. Волонтёрская деятельность.
Формирование активной жизненной позиции и активного участия в жизни общества.
Социально полезная деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения.
Формирование готовности нести ответственность за собственное поведение.
Сопровождение процессов адаптации личности студента.
Знакомство с историей, традициями университета, факультета. Ознакомление с правами и обязанностями студентов. Знакомство с профсоюзной организацией, ОО «БРСМ» и др.
Групповые занятия с элементами тренинга «Давайте познакомимся…», «Развитие личностных качеств, коммуникативных навыков».
Защита окружающей среды. Экологическое и трудовое воспитание.
Охрана природной среды – долг каждого.
Бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.
Овладевать знаниями и готовиться к труду.
Профилактика правонарушений и преступлений. Формирование правовой культуры.
Правопорядок – состояние общественных отношений, соответствующее требованиям правовых норм.
Соблюдать законы государства.
Уважать права и интересы других людей.
Уважать традиции и культурные ценности государства РБ и других народов.
ОБЯЗАННОСТЬ – это объективно необходимое, должное поведение человека
Семейное воспитание.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении, которое проявляется в продолжении рода, и самоутверждении каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома, как чувство, ощущение, где ждут, любят, понимают, защищают. В семье формируются все личностные качества.
Ценность семьи, чувство принадлежности к семье, уважение к старшим, любовь, забота, безопасность, взаимопонимание, хозяйственность.
Знать о видах готовности к браку (психологической, физической, социальной, юридической) и их содержание.
Знать о функциях семьи в обществе.
Знать об отношениях полов (гендерный аспект), любви и дружбе.
Знать об обязанностях членов семьи.
Знать основы репродуктивного здоровья.
Знать о материнстве и детстве.
Знать законодательство Республики Беларусь о семье и браке и др.
Заботиться о родителях.
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание.
В студенческом научном обществе кафедры общей и биоорганической химии научно-исследовательской работой занимаются студенты 1 курса лечебного и медико-диагностического факультета. Деятельность студенческого научного общества имеет очень важное значение, так как способствует стимулированию познавательной активности, более глубокому и систематическому усвоению знаний и развитию практических навыков будущих специалистов. Также в процессе научной работы осуществляется интенсификация образовательного процесса и усиливается профессиональное общение между преподавателями и студентами.
В начале учебного года преподаватели кафедры (к.б.н., доцент Макаренко А.И. и зав. каф., к.б.н., доцент Тюлькова Е.Г.) проводят организационное собрание, где студенты могут ознакомиться с предполагаемой тематикой научно-исследовательской и научно-практической работы на кафедре.
Заседания студенческого научного кружка проводятся ежемесячно в соответствии с утвержденным планом работы кафедры на текущий год. Объявления о заседаниях размещаются на сайте кафедры, дополнительная информация в рамках планируемой деятельности озвучивается на лекциях, практических и семинарских занятиях.
В настоящее время студенческая научно-исследовательская деятельность осуществляется по нескольким направлениям:
1) Под руководством к.б.н., доцента Тюльковой Е.Г осуществляется подготовка образцов для исследования закономерностей воздействия отдельных летучих органических соединений (пентана, гексана, бензола, ксилола, бутилацетата) и бенз(а)пирена на параметры жизнедеятельности растений. На современном этапе развития общества такие соединения занимают значительный удельный вес в выбросах промышленных предприятий.
2) Под руководством к.б.н., доцента Макаренко А.И проводится исследование различий в катионо-анионном составе питьевой воды г. Гомеля в зависимости от используемого водозабора и определение отдельных физико-химических показателей поверхностных вод.
Апробацией полученных результатов деятельности студенческого научного общества кафедры является участие в международных научно-практических конференциях. Под руководством преподавателей кафедры студенты подготовили научные публикации и приняли участие в работе VII международной очно-заочной конференции (Донецк, Украина); V Міжнародної науково-практичної інтернет-конференціі (Бердянськ, Украина); VIII Республиканской научно-практической конференции (Брест); XII Республиканской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием (Гомель).