Кафедра русского языка как иностранного является структурным подразделением факультета иностранных студентов, образована в ноябре 2003 года.
У истоков создания кафедры стояли Елена Вячеславовна Голубева, Галина Александровна Довгяло, Марина Геннадьевна Ситникова, Елена Михайловна Казакова.
С 2005 года кафедру возглавляла кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Николаевна Шилько.
С октября 2011 года на должность заведующего кафедрой назначена кандидат филологических наук, доцент Инна Михайловна Петрачкова.
Коллектив кафедры в 2013 г.
Кафедра осуществляет обучение русскому языку иностранных студентов-медиков по четырём направлениям: на подготовительном отделении; на 1–3 курсах, где ведется обучение на русском языке; в англоязычных группах (1–3 курсы); на курсах русского языка как иностранного.
Кроме этого, кафедра обеспечивает организацию вступительного экзамена в аспирантуру, собеседования в ординатуру, а также прием кандидатского экзамена по русскому языку для иностранных граждан.
Кафедра русского языка как иностранного регулярно проводит внутривузовские олимпиады по дисциплине «Русский язык как иностранный» и литературные вечера, приуроченные к значимым датам и событиям.
Литературный вечер, 2016 г.
Литературный вечер, 2009 г.
Литературный вечер, 2013 г.
Конференция молодых ученых, 2017 г.
Олимпиада по русскому языку, 2014 г.
Олимпиада по русскому языку, 2015 г.
Творческий вечер, 2014 г.
Коллектив кафедры русского языка как иностранного неоднократно награждался дипломами за лучшую организацию идеологической и воспитательной работы.
Коллектив кафедры является членом Белорусского общественного объединения преподавателей русского языка как иностранного.
Кафедра осуществляет обучение русскому языку иностранных студентов по четырём направлениям: на подготовительном отделении; на 1–3 курсах, где ведется обучение на русском языке; в англоязычных группах (1–3 курсы); на курсах русского языка.
Кроме этого, кафедра обеспечивает организацию вступительного экзамена в аспирантуру, собеседования в ординатуру, а также прием кандидатского экзамена по русскому языку для иностранных граждан.
На кафедре русского языка как иностранного два раза в год организуется работа учебно-методического семинара, в рамках которого профессорско-преподавательский состав кафедры обменивается современными методиками преподавания, приемами интенсификации, аккультурации, социализации инофонов с целью оптимизации процесса преподавания РКИ.
Тема кафедры: «Научно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку иностранных студентов с целью качественного повышения уровня преподавания дисциплины «Русский язык как иностранный»», (2016 – 2021 гг.). Утверждена на заседании кафедры (протокол № 9 от 02 ноября 2016 г.):
Внутрикафедральные темы НИР (утверждены на заседании кафедры, протокол № 7 от 10 сентября 2020 г.):
· Имя собственное в контексте межкультурной коммуникации (к. филол. н., доцент Петрачкова И.М.);
· Языковые представления улыбок, жестов и взглядов в классических и современных художественных текстах (Крохмальник А.Ю.);
· Возможности конструктивного стиля обучения в образовательной деятельности (Копытко В.А.);
· Абстрактная лексика в профессиональной речи медицинских работников (Портнова-Шаховская А.В.);
· Лексика свадебной обрядности (Новак В.С.).
Основные результаты НИР:
Разработаны некоторые теоретические основы преподавания РКИ: исследовалась нравственно-этическая сторона занятий РКИ, лингвометодическая и психологическая специфика обучения иностранных студентов, выявлена значимость преобразований обучающих текстов для языковой подготовки иностранных студентов-медиков, разработаны критерии оценки речевой компетентности в области говорения на занятиях РКИ, осуществлен анализ средств познавательной активности иностранных студентов-медиков, проведено исследование влияния изменений гендерных стереотипов общества на логосферу учебника РКИ, выявлена роль ономастики в формировании лингвокультурологической компетенции, межъязыковой коммуникации, а также активизации познавательной деятельности иностранных студентов-медиков.
Основные результаты научно-исследовательской работы представлены на научно-практических конференциях, научно-методическом семинаре кафедры и внедрены в учебный процесс.
Идеологическая и воспитательная работа на кафедре русского языка как иностранного осуществляется с учетом плана воспитательной и идеологической работы кафедры и университета. Вопросы идеологической и воспитательной работы систематически рассматриваются на заседаниях данного структурного подразделения.
Практически все преподаватели являются кураторами 1-2 групп иностранных студентов, ведут кураторские журналы, составляют планы и готовят отчеты о проделанной работе. Кураторы знакомятся с личными делами студентов, помогают им адаптироваться к новым социальным и климатическим условиям, решать бытовые проблемы, проводят в группах социометрию с целью избрания студенческого актива и диагностики дружеских связей между членами группы, а также тестирование для определения эмоционального состояния, уровня тревожности в новых условиях проживания, сопровождают студентов и слушателей ПО в поликлинику, оказывают помощь в прохождении медосмотров, в приобретении зимней одежды, посещают заболевших студентов в общежитиях и больницах, оказывают психологическую помощь студентам и слушателям, попавшим в трудные жизненные ситуации, осуществляют мониторинг успеваемости и посещаемости занятий студентов курируемых групп.
Студенты знакомятся с правилами проживания иностранных граждан в Республике Беларусь, с директивами № 1, 2, 3 Президента Республики Беларусь. Проводится работа по их выполнению. Преподаватели принимают участие в кураторских собраниях, семинарах по воспитательной работе, обмениваются опытом, знакомятся с инновационными воспитательными технологиями. На информационных часах проводятся беседы об особенностях политического и экономического развития Республики Беларусь, тенденциях мирового развития, поднимаются экологические проблемы, вопросы развития образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Проводятся беседы о правилах личной гигиены, о здоровом образе жизни, о профилактике инфекционных заболеваний.
Осуществляется подписка сотрудников кафедры на печатные периодические издания, рекомендованные университетом.
В течение года проводятся беседы, диспуты, дискуссии, круглые столы, информационные часы, посвященные государственным праздникам и памятным датам, по профилактике вредных привычек и противоправного поведения и на многие другие актуальные темы. Курируемые студенты участвуют в конкурсах плакатов и фотоконкурсах, проводимых университетом. Ведутся фотоархивы студенческой жизни в университете.
Кураторами со студентами посещаются различные музеи и выставочные залы Гомеля и других городов Республики Беларусь, исторические и памятные места, библиотеки, кинотеатры, театры, Ледовый дворец, цирк, школы города и др. Проводятся пешие экскурсии по городу, выездные экскурсии по Беларуси.
Сотрудники кафедры и студенты активно участвуют в благотворительных и волонтёрских акциях «Волшебство на Рождество», «Наши дети», поздравляют с праздниками детей из УО «Гомельский областной центр коррекционно-развивающего обучения» и ГУО «Гомельский детский дом», ветеранов Великой Отечественной войны.
Организуются и проводятся культурно-развлекательные мероприятия, интеллектуально-познавательные викторины, спортивные соревнования, тематические вечера. Студенты вовлекаются и в другие мероприятия, проводимые в университете.
Материалы о событиях из жизни студентов периодически освещаются на сайте университета и в газете «36 и 6».
Преподаватели информируют студентов о работе кружков, клубов по интересам, спортивных секций, проводимых спортивных и культурно-массовых мероприятиях. Поддерживаются молодёжные инициативы по проведению творческих вечеров, вечеров отдыха, фестивалей и конкурсов, национальных праздников и спортивных мероприятий.
Студенты курируемых групп занимаются научной работой, готовят научные статьи для конференций.
Сотрудники и члены их семей участвуют в «Днях здоровья», проводимых университетом, посещают экскурсии, организуемые профкомом сотрудников университета.
В конкурсе на лучшую организацию идеологической и воспитательной работы среди кафедр ГомГМУ кафедра русского языка как иностранного регулярно занимает призовые места.
Воспитательная и идеологическая работа на кафедре постоянно развивается и совершенствуется. Она способствует адаптации студентов к новым социально-культурным и климатическим условиям, активизации их познавательной деятельности, расширению кругозора иностранных граждан, содействует формированию положительного образа Республики Беларусь в сознании иностранцев, а также направлена на развитие и формирование разносторонней личности с высоким уровнем ответственности, духовным и морально-этическими качествами.
Цель идеологической и воспитательной работы – формирование специалиста, разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности с активной гражданской и морально-этической позицией посредством создания в университете благоприятной образовательной и среды, использования системы целенаправленных воспитательных воздействий на личность обучающихся.
Для достижения вышеназванной цели необходимо решение следующих задач:
- углубление знаний студенческой молодежи в области мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие основополагающих ценностей, отражающих сущность белорусской государственности;
- формирование патриотизма, политической, правовой и информационной культуры студенческой молодежи;
- воспитание студентов в духе «культуры мира»: приобщение к мировой и национальной культуре, традициям белорусского и других народов, формирование готовности жить в поликультурном обществе;
- содействие формированию у студентов осознанного отношения к труду, социальной значимости профессиональной деятельности и повышение мотивации студентов в образовательном процессе по овладению всем комплексом необходимых знаний, навыков и умений;
- дальнейшее развитие социально-педагогической воспитывающей среды, способствующей всесторонней самореализации личности, организации досуга, воспитанию культуры быта, психологической поддержке, социальной защите и охране здоровья студентов, а также выработке ответственного безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;
- сохранение и укрепление семейных ценностей через формирование культуры семейных отношений, родительской ответственности за воспитание детей;
- использование и дальнейшая разработка современных активных и интерактивных форм идеологической и воспитательной работы, совершенствование научно-методического обеспечения воспитательного процесса;
- эффективное использование кадрового потенциала структурных подразделений университета, повышение уровня профессиональной компетентности кураторов студенческих групп;
- поддержка молодежных инициатив, активизация деятельности молодежных общественных организаций университета, органов студенческого самоуправления в решении социальных проблем молодежи университета, развитии лидерских качеств, активной личностной и социальной позиции студентов.
В студенческом научном кружке при кафедре русского языка как иностранного научно-исследовательской работой занимаются студенты 2-3 курcов факультета иностранных студентов. Руководителем кружка является преподаватель кафедры Крохмальник Антон Юрьевич.
Заседания студенческого научного кружка проводятся ежемесячно. Соответствующая информация передается всем заинтересованным студентам во время практических занятий по русскому языку как иностранному.
Студенты СНК ежегодно участвуют в Республиканской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых «Проблемы и перспективы развития современной медицины».
В настоящее время студенческая научно-исследовательская деятельность осуществляется по следующим направлениям:
· туркменские и русские паремиологические единицы с различными компонентами;
· названия пальцев кисти руки в разных языках мира;
· речевые формы выражения врачебного такта;
· употребление русских и туркменских глаголов в форме императива;
· акцентные варианты в речи туркменских и белорусских студентов-медиков;
· названия болезней, образованные от наименований животных;
· COVID-неологизмы в речи иностранных студентов медицинского ВУЗа;
· этимология народных названий растений.
Практически каждый сотрудник кафедры русского языка как иностранного занимается руководством студенческих работ. В начале учебного года руководитель СНО проводит организационное собрание, на котором все заинтересованные студенты могут ознакомиться с тематикой научно-исследовательской работы на кафедре, а также обсудить возможность написания работы по дополнительной теме.