Кафедра социально-гуманитарных дисциплин представляет структурное подразделение учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет», обеспечивающее проведение учебной, организационно-методической, научной и воспитательной работы.
Кафедра была образована в апреле 1991 г. Первым заведующим кафедрой был назначен кандидат исторических наук, доцент Абраменко Михаил Егорович, который руководил кафедрой с апреля 1991 г. по июнь 1998 г.
С июня 1998 г. по настоящее время кафедру возглавляет кандидат философских наук, доцент Бордак Станислава Николаевна.
В разные годы на кафедре работали следующие сотрудники:
Ксензов Сергей Владимирович (1991-1999), кандидат исторических наук, доцент;
Телепень Сергей Валерьевич (1997-1998), кандидат исторических наук, ассистент;
Нарижный Владимир Эдуардович (1998- 1999), ассистент;
Елопов Александр Петрович (1999-2001), ассистент;
Хацанович Инна Геннадьевна (2000-2002), ассистент;
Гончаров Игорь Петрович (2002-2003), ассистент;
Мижевич Ольга Михайловна (2006-2007), кандидат философских наук, доцент;
Толочко Дмитрий Михайлович (1998-2007), старший преподаватель;
Митина Екатерина Михайловна (2005-2009), ассистент;
Мойсеня Сергей Иванович (2007-2009), ассистент;
Шипилова Ольга Федоровна (2007-2011), ассистент;
Вербицкий Владимир Владимирович (2009-2010), ассистент;
Белоножко Евгения Юрьевна (2010-2011), ассистент;
Целехович Татьяна Петровна (2009-2014), кандидат филологических наук, доцент;
Волкова Лариса Вячеславовна (1993-1997), лаборант с высшим образованием.
В настоящее время на кафедре социально-гуманитарных дисциплин работают 7 штатных сотрудников и 1 совместитель:
Бордак Станислава Николаевна – кандидат философских наук, доцент
Абраменко Михаил Егорович – кандидат исторических наук, доцент
Трафимчик Жанна Ивановна – кандидат психологических наук, доцент
Сироткин Андрей Александрович – старший преподаватель
Бетанов Игорь Олегович – старший преподаватель
Коленда Артур Николаевич – старший преподаватель
Орлова Инна Игоревна – старший преподаватель
Елизаров Сергей Александрович – доктор исторических наук, профессор
На кафедре работают 7 штатных сотрудников, в том числе 3 кандидата наук, доцента, 4 старших преподавателя, 1 совместитель – доктор наук, профессор.
Доцент Бордак С. Н. является заведующим учебной частью кафедры. Доцент Трафимчик Ж. И. – заместителем декана лечебного факультета. Старший преподаватель Сироткин А. А. – заместителем декана факультета иностранных студентов.
Учебные занятия проходят на базе 4 корпуса Гомельского государственного медицинского университета. Для организации учебного процесса кафедра имеет 4 учебные аудитории и компьютерный класс.
Для успешного осуществления процесса преподавания на кафедре имеются: учебные фильмы, мультимедийные презентации лекций, тесты для контроля знаний студентов на ЭВМ, типовые и учебные программы по дисциплинам, учебно-методические разработки для студентов и преподавателей, учебники и учебные пособия в печатном и электронном варианте.
Ежегодно пересматриваются учебные программы по дисциплинам, в них вносятся изменения и дополнения, перерабатываются и дополняются тексты лекций в соответствии с современными требованиями и методическими рекомендациями, осуществляется подготовка мультимедийных презентаций лекционных курсов, разработка электронных учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий.
Учебный процесс проводится на 1, 2, 3 и 5 курсах лечебного факультета, медико-диагностического факультета, факультета иностранных студентов на русском и английском языке.
На кафедре преподаются следующие дисциплины: 1 курс – история, политология, Великая отечественная война советского народа, история медицины, философия, экономика; 2 курс – философия, основы психологии и педагогики, социология, социология личности, биомедицинская этика, логика; 3 курс – культурология; 5 курс – профессиональная этика и этикет делового общения, религиоведение.
Формой самостоятельной работы студентов является подготовка рефератов, сообщений, мультимедийной презентации по дисциплинам с их последующей защитой на семинарах, выполнение научных работ студентов под руководством преподавателей кафедры.
Для активизации учебного процесса используются различные формы контроля знаний студентов: компьютерное тестирование, контрольные работы, оперативный опрос, точечный опрос, индивидуальные задания по карточкам, реферирование, круглые столы, коллоквиумы, онлайн-викторины, олимпиады, научные студенческие конференции и др.
Контроль за учебно-воспитательным процессом и его результатами осуществляется преподавателями кафедры в течение учебного года, а также во внеурочное время кураторами студенческих групп.
Студенческая научная работа ведется через деятельность научного кружка кафедры. Руководителем кружка является доцент Трафимчик Ж. И.
Основными формами привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности являются: индивидуальная работа с научными руководителями, научные исследования в учебное время при выполнении социологических и исследовательских проектов, творческих работ в рамках учебных предметов, работа в студенческом научно-исследовательском кружке при кафедре, участие в работе научных конференций и семинаров, в конкурсах, выставках и олимпиадах, подготовка научных работ для участия в Республиканском конкурсе научных работ студентов.
Совершенствование и развитие системы научно-исследовательской деятельности студентов кафедры социально-гуманитарных дисциплин предполагает решение таких задач как: активное привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности, интеграция научных исследований и образовательного процесса, совершенствование и развитие системы поддержки студенческих инициатив в сфере научно-исследовательской деятельности, привлечение к участию в международных проектах и конференциях.
На кафедре осуществляется подготовка магистрантов по учебной дисциплине «Педагогика и психология высшего образования», подготовка магистрантов, соискателей и аспирантов по учебной дисциплине «Философия и методология науки» для сдачи кандидатского экзамена.
Сотрудниками кафедры изданы 2 монографии, которые используются в качестве базовой литературы для преподавания соответствующих дисциплин.
Научно-исследовательская работа кафедры осуществляется согласно научным интересам сотрудников кафедры по индивидуальной тематике.
Основными направлениями научной деятельности кафедры являются:
Сотрудники кафедры проходят повышение квалификации по программе «Основы педагогики и психологии» на базе ФПК и П УО «Гомельский государственный медицинский университет», повышение квалификации по программе «Повышение учебно-методического уровня преподавания социально-гуманитарных дисциплин» на базе Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса РБ УО «Белорусский государственный университет транспорта» на кафедре «Философия, история и политология», по программе «Стажировка руководящих работников и специалистов» на базе УО «Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины».
Сотрудники кафедры ежегодно организуют работу секции социально-гуманитарных дисциплин в рамках Республиканской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых «Проблемы и перспективы развития современной медицины».
Сотрудники кафедры ежегодно принимают участие в работе секции социально-гуманитарных дисциплин в рамках Республиканской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы медицины».
Сотрудники кафедры принимают участие с докладами на научных конгрессах, международных и республиканских конференциях, симпозиумах, семинарах различного уровня.
Опубликованы статьи, тезисы докладов, две монографии.
Осуществляется внедрение результатов исследований в практическую деятельность системы образования.
В 2018-2020 гг. под руководством преподавателей кафедры было подготовлено 5 научных работ для участия в Республиканском конкурсе научных работ студентов, из них диплом 2 степени получила 1 работа, диплом 3 степени – 4.
В 2021 г. под руководством преподавателей кафедры были подготовлены 3 научные работы для участия в Республиканском конкурсе научных работ студентов, из них диплом 2 степени получила 1 работа, диплом 3 степени – 2.
Ежегодно студенты Гомельского государственного медицинского университета принимают участие в Международных олимпиадах по истории среди студентов высших учебных заведений и занимают призовые места.
Сотрудники кафедры осуществляют подготовку экспертных заключений на авторефераты диссертаций, рецензирование научных статей из Перечня ВАК РБ, сборников научных статей, научных статей преподавателей в научный сборник, статей участников студенческого научного общества, учебно-методических пособий, учебных программ, электронных учебно-методических комплексов.
Профессор Елизаров С.А. является членом экспертного совета ВАК Республики Беларусь, доцент Бордак С.Н. – председателем теоретической комиссии по гуманитарным дисциплинам, членом научно-методического совета университета, членом редколлегии сборника научных статей «Актуальные проблемы медицины» и «Проблемы и перспективы развития современной медицины».
Идеологическая и воспитательная работа со студенческой молодежью является важной составляющей образовательного процесса и охватывает учебную и внеучебную деятельность. Руководит данным направлением работы на кафедре старший преподаватель Орлова Инна Игоревна.
Приоритетными направлениями информационно-воспитательной работы являются:
· идеологическое воспитание,
· гражданское и патриотическое воспитание,
· духовно-нравственное воспитание,
· трудовое и профессиональное воспитание,
· эстетическое воспитание,
· воспитание культуры безопасной жизнедеятельности и здорового образа жизни,
· правовое воспитание и профилактика противоправного поведения,
· воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности студентов,
· семейное и гендерное воспитание.
Огромный воспитательный потенциал заложен непосредственно в учебной деятельности. Изучение дисциплин социально-гуманитарного блока направлено на решение задач формирования основных гражданско-патриотических и духовно-нравственных ценностей.
Важная роль в личностном и профессиональном становлении студентов принадлежит профессорско-преподавательскому составу кафедры, а также кураторам учебных групп.
Эффективной формой воспитания гражданственности и патриотизма студенческой молодежи является реализация социально значимых гражданско-, героико-, военно-патриотических проектов и акций республиканского, городского и университетского уровней:
· Республиканский конкурс научно-методических материалов по обобщению педагогического опыта воспитательной работы со студентами (призер конкурса старший преподаватель Орлова И.И., третье место)
Мощным средством формирования активной гражданской позиции и социальной активности студенческой молодежи является волонтерское движение. На кафедре проводится активная работа по вовлечению студентов в волонтерскую деятельность под руководством Орловой И.И.
Участниками студенческого добровольческого движения являются студенты 1-6 курсов лечебного и медико-диагностического факультета, факультета иностранных студентов. Волонтеры организовывают и проводят различные тематические и образовательные мероприятия, праздничные программы с вручением подарков.
С целью эстетического воспитания, организации содержательного досуга, развития индивидуальных творческих способностей студентов проводятся культурно-массовые мероприятия
Должное внимание уделяется формированию у студенческой молодежи ценностей здорового образа жизни
Постоянно проводится работа, направленная на правовое воспитание и профилактику правонарушений и преступлений, предупреждение и преодоление асоциальных явлений в молодежной среде. Регулярно проходят кураторские и информационные часы по разъяснению основных положений законодательства Республики Беларусь.
Важным направлением информационно-воспитательной работы в современных условиях является активная деятельность кафедры в интернет-пространстве. Для оперативного информирования студентов по разным аспектам обучения и воспитания регулярно обновляется сайт кафедры, проводятся социально-направленные конкурсы, олимпиады, викторины и др.
Качество проводимой информационно-воспитательной работы принципиальным образом зависит от актуализации воспитательного потенциала учебных дисциплин социально-гуманитарного цикла, практико-ориентированного характера, гуманитарно-воспитательной ориентации на личностное и профессиональное становление будущего специалиста, убедительно разъясняют вопросы современного общественного развития и обладают прогностической направленностью.
По итогам ежегодного конкурса на лучшую организацию идеологической и воспитательной работы среди кафедр ГомГМУ в 2020-2021 учебном году кафедра социально-гуманитарных дисциплин заняла первое место.
На кафедре социально-гуманитарных дисциплин Гомельского государственного медицинского университета активно действует студенческий научный кружок, руководит которым кандидат психологических наук, доцент Трафимчик Жанна Ивановна. Участниками студенческого научного кружка кафедры являются студенты 1-6 курсов всех факультетов университета.
Систематически проходят заседания студенческого научного кружка кафедры, проводится индивидуальная и консультационная работа со студентами. Старостой студенческого научного кружка с 2019 года является Епифанова Виктория Сергеевна, студентка 638 группы лечебного факультета, вторым секретарем – Зайцева Елизавета Дмитриевна, студентка 221 группы лечебного факультета.
Основной формой выполнения научно-исследовательской работы студентов на кафедре является написание научных статей с последующим выступлением на республиканских и международных научно-практических конференциях, участие в областных и республиканских конкурсах. За последние четыре года студентами-кружковцами под научным руководством преподавателей кафедры было опубликовано более 88 студенческих научных работ, 5 научных работ приняли участие в Республиканском конкурсе научных работ студентов с присвоением категорий.
Начиная с 2011 года, студенты научного кружка кафедры под руководством старшего преподавателя кафедры Сироткина Андрея Александровича принимают участие в ежегодной Международной Региональной предметной олимпиаде по истории Беларуси и занимают призовые места.
Основные направления научно-исследовательской работы студентов СНК кафедры социально-гуманитарных дисциплин:
1. История идей и представлений о медицине: культурно-исторический контекст.
2.Проблемы взаимодействия врача и пациента. Медицинская деонтология. Психосоматические заболевания в современном мире: медико-психологический аспект. Специфика проблемы отношения к собственному телу у людей, переживших насилие.
3.Вопросы общей психологии: мир эмоций человека, невербальное общение, характерологические особенности личности, методы психологического воздействия.
4. Девиантное (отклоняющееся) поведение личности. Химические и нехимические формы аддиктивного поведения личности.
5.Проблемы современной философии. Восточная философия.
6. Проблемы семьи и брака. Семейное воспитание.
7. Патриотическое воспитание студенческой молодежи. Роль белорусского языка в современном обществе.
Основными целями научно-исследовательской работы со студентами являются:
• углубленное изучение теоретических вопросов и осмысление практической деятельности с позиций современной науки;
• умение разрабатывать экспериментальные программы исследования;
• умение анализировать и систематизировать полученные экспериментальные данные;
• умение объективно оценивать собственную творческую деятельность с позиции включенности в актуальную научную проблематику;
• формирование умений исследования теоретических аспектов избранной проблемы;
• умение аргументировать свою позицию по результатам сравнительного анализа различных теоретических подходов и экспериментальных разработок;
• творческий анализ состояния проблемы, позволяющий научно обосновывать свое экспериментальное исследование.
Основными формами привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности являются:
• индивидуальная работа с научными руководителями;
• научные исследования в учебное время при выполнении социологических и научно-исследовательских проектов, творческих работ в рамках учебных предметов;
• работа в студенческом научно-исследовательском кружке при кафедре;
• участие в работе научных конференций и семинаров, в конкурсах, выставках и олимпиадах;
• подготовка научных работ для участия в Республиканском конкурсе научных работ студентов.